| Филипп Федорович Фортунатов. Фотопортрет. С.-Петербург. Фотоателье C. Chapiro. [1902 г.].
Р. X. Оп. 1Ф. Д. 66. Л. 1.
|
| Диплом Ф.Ф.Фортунатова на звание члена-корреспондента Императорской Академии наук. 29 декабря 1895 г. Папка.
Ф. 90. Оп. 2. Д. 114. Л. 1.
В 1895 г. Фортунатов был избран членом-корреспондентом по Отделению русского языка и словесности, а 7 марта 1898 г. — сверхштатным ординарным академиком. По праву сверхштатного академика Фортунатов продолжал жить в Москве, но на положении бессребреника, не получая академического жалованья. Наконец он уступил настойчивым убеждениям коллег по Академии наук целиком отдаться академической работе и переехать в Петербург. Не в последнюю очередь благодаря хлопотам Шахматова с 1 июля 1902 г. он был введен в штат Академии наук, с жалованьем 4200 руб. в год.
|
| Диплом Ф.Ф.Фортунатова на звание члена-корреспондента Императорской Академии наук. 29 декабря 1895 г. Типографская печать. Подписи-автографы президента вел. кн. Константина Константиновича, вице-президента Л.Н.Майкова, непременного секретаря Н.Ф.Дубровина. 355х220.
Ф. 90. Оп. 2. Д. 114. Л. 2.
|
| Адрес Ф.Ф.Фортунатову при поднесении посвященного ему Сборника от учеников и почитателей. 1902 г. Рукописный подлинник.
Ф. 90. Оп. 2. Д. 130. Л. 1.
21 октября 1902 г. в Петербурге, на квартире юбиляра состоялось скромное празднество, посвященное чествованию тридцатилетия его ученой деятельности. На празднике присутствовали министр народного просвещения Г.Э. Зенгер, коллеги по Академии наук — вице-президент П.В. Никитин, непременный секретарь Н.Ф. Дубровин, академики А.Н. Веселовский, Ф.Е. Корш, В.В. Радлов, В.И. Ламанский, А.И. Соболевский, А.А. Шахматов, профессор Московского университета М.М. Покровский и профессор Петербургского университета И.А.Бодуэн-де-Куртенэ.
Покровский обратился к юбиляру со словами: «Бесшумная, но в высшей степени плодотворная деятельность Ваша представляет собой одну из поучительных страниц из истории не только Московского университета, но и русского просвещения». По случаю юбилея благодарные ученики посвятили учителю «Сборник статей», содержавший исследования в области литовской, славянской, русской, древнегреческой и латинской филологии.
Сборник был преподнесен от имени участвующих в нем 34 русских и иностранных ученых А.И.Соболевским, вместе с адресом, в котором говорилось: «Каждый из нас, составляя свою статью, мысленно беседовал с Вами и переживал при этом те благотворные для ученой работы впечатления, которые Ваша личность, Ваша творческая мысль оставляют и в учениках, и в собеседниках Ваших. Мы много печалуемся о том, что Вы не спешите обнародованием своих ученых трудов, но настоящий Сборник показывает, какое могущественное значение имело Ваше живое слово. Оно привлекло к Вам обширную, все увеличивающуюся аудиторию из людей науки, внимательно следящих за развитием тех цельных научных систем, которые созданы Вами, их учителем».
|
| То же. Адрес, подписанный И.А.Бодуэном-де-Куртенэ, Ф.Е.Коршем, П.А.Лавровым, М.М.Покровским, В.К.Поржезинским, А.И.Соболевским, А.А.Шахматовым, В.Е.Якуниным. Окончание. Подписи-автографы.
Ф. 90. Оп. 2. Д. 130. Л. 1 об.
|
| Диплом Ф.Ф.Фортунатова на звание почетного члена Московского университета. 20 января 1903. Подлинник. 525х685.
Ф. 90. Оп. 2. Д. 119. Л. 1.
|
| Поздравительная телеграмма членов Восточной комиссии Имп. Московского археологического общества и этнографического отдела Имп. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии по случаю 30-летия научной деятельности Ф.Ф.Фортунатова. 20 октября 1902 г. Подпись В.Ф. Миллера
Ф. 90. Оп. 2. Д. 129. Л. 1.
|
| Поздравительная телеграмма группы учеников Ф.Ф.Фортунатова по случаю 30-летия его научной деятельности. 20 октября 1902г.
Ф. 90. Оп. 2. Д. 129. Л. 16.
|
| Визитная карточка Ф.Ф.Фортунатова с указанием его адреса С.-Петербурге: Кабинетская, 20, кв. 7.
Ф. 134. Оп. 3. Д. 1606. Л. 223.
О своем новом жилье Ф.Ф. Фортунатов писал А.А. Шахматову: «Квартиру мы наняли еще в понедельник, по указанию Лаврова, а во вторник перевезли туда все наше имущество. Наша квартира находится в Кабинетской; мы занимаем дом-особняк, в два этаже, помещающийся за садом, которым имеем право пользоваться. Плата: 115 руб., без дров. Есть у нас не только ванна (которую жена желала иметь при квартире), но также и русская печка; за особую плату может быть нанят и ледник. Возможно, конечно, что наш дом окажется холодным и сырым, но эта возможность представляется при найме всякой неизвестной квартиры. До сих пор в нашем доме жил бывший домохозяин, и мы первые нанимаем этот дом. Для петербуржца он не должен быть привлекателен уже потому, что к нему нельзя подъехать, а для нас это обстоятельство не имеет никакого значения».
См.: Письмо Ф.Ф. Фортунатова А.А. Шахматову от 31 мая 1902 г. Ф. 134. Оп. 3. Д. 1606. Л. 191–192 об.; Опубл.: Алексей Александрович Шахматов. Избранная переписка. В 3-х томах. Том 1. Переписка с Ф.Ф. Фортунатовым, В.Н. Перетцем, В.М. Истриным / отв. ред. В.Г.Вовина-Лебедева, сост. В.Г.Вовина-Лебедева, Е.Н. Груздева, А.Е.Жуков. СПб., 2018. С. 315.
|
| Особняк П. Копылова. Петербург, ул. Правды, д. 20, лит. Б. Фото 2018 г.
Бывший особняк П. Копылова занимает Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж.
В 2018 г. включен в единый государственный реестр в качестве объектов культурного наследия регионального значения.
|
| То же. Фото 2018 г. |
| Лестница в особняке. Фото 2018 г.
В помещениях осуществлена перепланировка, в настоящее время на втором этаже находится спортивный зал.
|
| Акад. А.А. Шахматов. Фотопортрет. 1890-е гг.
Р. X. Оп. 1Ш. Д. 46. Л. 1.
Алексей Александрович Шахматов (1864–1920), первостепенный славист XX века, с именем которого связано развитие важнейших научных направлений отечественной русистики, гордился тем, что принадлежал к «Фортунатовской школе».
Фортунатов оказал большое влияние на формирование научных взглядов Шахматова, который прошел у него основательную школу в Московском университете, в аудитории и privatissime, впитал основные положения индоевропеистики и в совершенстве овладел инструментарием компаративиста и приемами критического анализа письменных источников, которые впоследствии широко применял в своих исследованиях древнерусской культуры.
Фортунатов принимал глубокое участие в судьбе Шахматова и стал его другом. Учитель был очень доволен, когда в 1894 г. его ученик был привлечен в Академию Наук сначала в качестве адъюнкта, а затем — экстраординарного (1897) и ординарного (1899) академика по Отделению русского языка и словесности. В немалой степени Шахматов содействовал тому, чтобы в Петербург перекочевала московская филологическая школа: он провел в академики Ф.Ф. Фортунатова, А.И. Соболевского, Ф.Е. Корша, В.Ф. Миллера.
|
| Письмо А.А. Шахматова Ф.Ф. Фортунатову. Петербург. 5 февраля 1895 г.
Ф. 90. Оп. 3. Д. 96. Л. 7.
Общение с учителем было для Шахматова важным фактором его жизни и деятельности. Отсутствие известий от Фортунатова выбивало его из привычной колеи, и он начинал хандрить. «Вы меня очень огорчаете тем, что мне не пишите: я Вам говорил несколько раз, что только мысль о Вас оживляет мои научные занятия, и только тогда, когда Вы улыбаетесь мне на Вашем портрете, который у меня постоянно под глазами, я нравственно покоен, а потому весел».
|
| Ф.Ф. Фортунатов. 1880-е гг. Фотокопия. 178 х 120.
Р. Х. Оп. 1-Ф. Д. 85. Л. 1.
Фотопортрет Фортунатова хранился в семье Шахматовых. Для академического архива с него была сделана копия, об этом свидетельствует надпись на обороте фотографии. |
| В.Н. Попов. Портрет Ф.Ф. Фортунатова. 1915 г. Масло, холст. 715х575.
Р. X. Оп.1-Ф. Д. 72.
Вениамин Николаевич Попов (1869–1945) — художник, ученик И.Е. Репина. В 1911 г. по совету товарищей съездил на этюды в Олонецкую губернию, после этого стал приезжать в Карелию ежегодно, а в 1915 г. купил дом и стал соседом по даче Ф.Ф. Фортунатов, проводившего каждое лето в деревне Косалма. Написал портрет Ф.Ф. Фортунатова, а с него в 1915 г. по заказу Отделения русского языка и словесности сделал список с портрета.
Портрет Ф.Ф. Фортунатова хранился у вдовы А.А. Шахматова, Натальи Александровны (урожд. Градовской, 1870–1940), а после ее смерти, в апреле 1940 г., их дочь Софья Алексеевна Коплан-Шахматова (1901– 5 января 1942) передала портрет в Архив АН СССР, где она служила архивистом.
Портрет был принят 19.04.1940 (Книга поступлений: Ф. 7. Оп. 1. Д. 377 а. Л. 11 об.–12).
|