САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ АРХИВА
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
СПбФ АРАН
book-logo
Почетный член Императорской академии наук Александр фон Гумбольдт
Научные связи Александра фон Гумбольдта с Императорской академией наук установились в 1818 г., когда он стал ее почетным членом. Его кандидатуру предложили старейший на тот момент член Академии ученый-естествоиспытатель Н.Я. Озерецковский, непременный секретарь математик Н.И. Фус, физик В.В. Петров и химик А.И. Шерер. Их представление поддержал президент Уваров, отдавший за кандидата 2 голоса, и все академическое собрание, единогласно проголосовавшее за кандидата. В 1829 г. во время путешествия по России Гумбольдт посетил несколько заседаний Академии наук и выступил с докладами, которые оказали существенное воздействие на характер и организацию академических исследований. В заседании Конференции 29 апреля Гумбольдт произнес речь, в которой развивал мысль о важности магнитных наблюдений для теории земного магнетизма и предложил академии построить павильон для их проведения. Академия поддержала замыслы ученого и сразу же наметила первоначальные шаги к достижению поставленных целей. «Поскольку Академия полностью одобряет сие предложение своего ученого члена, - записано в протоколе того собрания, - и гг. академик Купфер и адъюнкт Ленц с самого начала заявили о своей готовности принять на себя данные наблюдения, Академия поручила сие дело г-ну Купферу, который уже занялся тем, чтобы представить ей обстоятельный доклад о мерах, необходимых для того, чтобы выполнить работу сколь можно полнее; к докладу он присовокупляет свои рассуждения о месте, более подходящем для строительства павильона, план строительства, а также смету строительных расходов и затрат на покупку необходимого оборудования». По возвращении Гумбольдта из путешествия по Уралу и Сибири в ноябре 1829 г. академия вновь приветствовала корифея науки и устроила 16 ноября в его честь торжественное заседание, которое стало крупным событием культурной жизни столицы. Гумбольдт выступил с докладом, предложив особому попечению Академии наук три большие задачи, имея в виду преимущества географического положения страны: организацию на территории всей России точных магнитных наблюдений; проведение систематических метеорологических наблюдений и создание метеорологической сети в России; изучение изменений уровня Каспийского моря. Выполнение этих задач стало впоследствии важными направлениями деятельности Академии наук. Выставку подготовили Е.Ю. Басаргина, О.А. Кирикова Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-0300212-ОГН)
ФайлАннотация документа
Александр фон Гумбольдт. Черно-белая копия портрета кисти Ф.Г.Вейтша (Вейча, Friedrich Georg Weitsch. СПбФ АРАН. Р. X. Оп. 1Г. Д. 23. Л. 1.
«Мы, нижеподписавшиеся, с согласия Его превосходительства г-на президента, имеем честь представить в почетные иностранные члены г-на барона Александра Гумбольдта, известного ученостью и заслугами». Представление А. Гумбольдта в почетные члены Академии наук. Автограф Н.Я. Озерецковского; подписи-автографы Н.И. Фуса, В.В. Петрова, А.И. Шерера. СПбФ АРАН. Ф.1. Оп.2-1818. Д.7. Л.2
Александр фон Гумбольдт. Литография. Б/д. СПбФ АРАН. Р.X. Оп.1-Г. Д.62. Л.1
Титульный лист протокола ординарного заседания Конференции. 29 апреля 1829 г. В списке присутствовавших: А.Гумбольдт его спутники минералог и геолог, профессор Берлинского университета Густав Розе и натуралист-зоолог, анатом Христиан Готфрид Эренберг. СПбФ АРАН. Ф.1. Оп.1. Д.80. Л.77
§ 229. Завершая собрание, г. фон Гумбольдт попросил слова, чтобы предложить Академии построить в надлежащем месте павильон для производства магнитных наблюдений, особенно же за нарушениями, которые иногда дают суточные изменения в отклонении магнитной стрелки. На словах он обрисовал преимущества, какие преимущества могла бы получить из этих наблюдений теория земного магнетизма... Из протокола собрания АН 29 апреля 1829 г. СПбФ АРАН. Ф.1. ОП.1. Д.80. Л.83. Перевод с французского О.А. Кириковой.
"...можно будет установить благодаря соответствующим наблюдениям, проводимым в точках достаточно удаленных друг от друга, например, в Париже, Берлине, Санкт-Петербурге и Казани. Так как сии наблюдения должны вестись ежечасно, а если возможно, и чаще, следует заранее условиться об определенных зимних днях, когда будут вестись наблюдения за стрелкой одновременно в местах, указанных выше, а также во Фрайберге". Из речи А. Гумбольдта, произнесенной в собрании АН 29 апреля 1829 г. Подписи-автографы присутствовавших членом Академии. СПбФ АРАН. Ф.1. Оп.1. Д.80. Л.83 об.-84. Перевод с французского О.А. Кириковой.
"...Я написал совсем просто г. фон Канкрину, что я, может быть, приеду с визитом в Петербург, и, если это не займет слишком много месяцев, совершу и поездку на Урал. Кажется, я прибавил к этому, что затем выполню один из моих любимых проектов и съезжу в Тобольск. Г. фон Канкрин от имени императора сделал мне весьма любезные предложения, обещая обеспечить экипаж и горного офицера, владеющего языком. Так как в этом году я мог бы приехать в Петербург лишь в июне или июле, то я решился совершить путешествие на Урал (ибо Алтай слишком отдален для срока в одно лето) с Густавом Розе самой ранней весной. Итак, вы видите, дорогой друг, что это — совсем маленький проект, чтобы немного оживить и духовно поддержать себя путешествием по новым местам". Из письма А. Гумбольдта И.Г. Фишеру фон Вальдгейму. Берлин. 29 февраля 1828 г. СПбФ АРАН. Ф.260. Оп.2. Д.50. Л.1-2. Автограф А. Гумбольдта. Перевод с немецкого Т.Н. Кладо.
"Поразмыслив о средствах, которые надлежит употребить в дело во исполнение трех предложений, сделанных Вашим превосходительством Академии в заседании 16 ноября, я пришел к убеждению, что для достижения сего нет иного способа, отвечающего современному состоянию науки и достойного моей родины, как устроить обсерваторию, специально предназначенную для изучения магнетических и метеорологических явлений. И рассчитывая, тем не менее, на Вашу снисходительность, как бы я ни ошибался, я осмеливаюсь просить Вашего мнения о проекте, основные пункты которого представлены далее...". Из письма академика А.Я. Купфера А. Гумбольдту. Санкт-Петербург. 21 ноября 1829 г. СПбФ АРАН. Ф.32. Оп.2. Д.57. Л.1‒3. Автограф А.Я. Купфера. Перевод с французского О.А. Кириковой.
Александр фон Гумбольдт. Литография, воспроизведенная на почтовой открытке 1885 г. СПбФ АРАН. Р.X. Оп.1-Г. Д.24. Л.1
"Monsieur le Président, C’est un remplissant un devoir triste, mais sacreé que j’ai l’honneur d’annoncer à Votre Excellence, le reste douloureux que je viens de faire...". Из письма А. Гумбольдта президенту С.С. Уварову с сообщением о смерти брата Вильгельма Гумбольдта - филолога, почетного члена АН с 12 декабря 1832 г. Потсдам. 18 августа 1835 г. СПбФ АРАН. Ф.1. Оп.3. Д.81. Л.28‒28 об. Автограф А. Гумбольдта. Фр. яз.
Аверс медали, отчеканенной по случаю установки памятника Александру фон Гумбольдту в Музее Версаля 10 мая 1859 г. в присутствии императора Франции Наполеона III. Автор - швейцарский и французский скульптор и медальер Антуан Бови (Antoine Bovy). Выбитая на медали надпись гласит: "l'Aristote moderne" - Аристотель наших дней. СПбФ АРАН. Р.XIII. Оп.1. Д.63. Л.1
Реверс медали, посвященной А. Гумбольдту. СПбФ АРАН. Р.XIII. Оп.1. Д.63. Л.1 об.
Александр фон Гумбольдт. Копия литографии Рорбаха (Rohrbach). Б/д. СПбФ АРАН. Р.X. Оп.1-Г. Д.32. Л.1