Ученый рисует ученых: портреты кисти Я.И. Френкеля
Яков Ильич Френкель (1894 - 1952) в детстве мечтал стать охотником на тигров, а стал классиком теоретической физики. Восполнял белые пятна на картине мира, давал новые идеи, создавал новые концепции. По словам Макса Борна, «он был буквально начинен идеями и вместе с тем превосходно владел всей техникой теоретической физики. Хотя его идеи бывали иногда довольно странными, они всегда были плодотворными». Френкель был чрезвычайно плодовитым автором и подчас публиковал идеи, не доведенные до завершения, своеобразные эскизы, наброски будущей физической картины, что дало основание П.Л. Капице как-то в шутку ему заметить: «Ты был бы гениален, если б публиковал в 10 раз меньше».
Яков Ильич смотрел на мир глазами ученого и художника, его яркая артистическая натура проявлялась в мощной научной фантазии, исключительной научной интуиции, органическом сочетании физического и художественного восприятия мира. Анализируя его наследие, А.Ф. Иоффе отмечал: «Каждая из работ Якова Ильича - это уголок той картины, которую он видел перед собою, как физик и как художник».
Френкель чрезвычайно ценил простоту, симметрию и красоту в науке. Чтобы сделать объяснения сложных явлений более доступными и наглядными, давал волю воображению, оживлял изложение метафорами и образами, проводил смелые «художественные» параллели, подчас нарочито гиперболизировал свою мысль. В манере Козьмы Пруткова Френкель говорил: «Физическая теория подобна хорошо сшитому костюму, а плохая - тришкиному кафтану» и обобщал: «Физик-теоретик подобен портному». В другом контексте он утверждал, что хорошая теория сложных систем должна представлять собой лишь хорошую «карикатуру» на эти системы, которая утрирует наиболее типические ее свойства и умышленно игнорирует несущественные. Френкель уподобил физика-теоретика художнику-карикатуристу, который «должен воспроизвести оригинал не во всех деталях, подобно фотографическому аппарату, но упростить и схематизировать его таким образом, чтобы выявить и подчеркнуть наиболее характерные черты».
Френкель был поразительным человеком во многих отношениях: наряду с наукой он находил время и для игры на скрипке, и для живописи. Ученый был прекрасным портретистом, автором более 200 работ. Портреты наиболее дорогих ему людей занимали место в кабинете, другие украшали стены его квартиры в Ленинграде, неподалеку от парка Сосновка. Друзья шутили: «Едешь словно бы в Сосновку - Попадаешь в Третьяковку!»
Отличительной чертой Якова Ильича была стремительность, поэтому каждый портрет «испекался» (по его собственному выражению) в три-четыре сеанса продолжительностью по полтора-два часа каждый: столько, сколько могла выдержать натура, которую тот развлекал разговором. И все же эти сеансы позволяли ученому-художнику ближе познакомиться со своей моделью, об этом говорят написанные им портреты. В них было главное - они раскрывали внутренний мир человека. На выставке представлены автопортрет Я.И.Френкеля и портреты его коллег.
Выставку подготовили Е.Ю.Басаргина, А.С.Малешек
Файл | Аннотация документа |
| Я.И. Френкель. Автопортрет. Луга. Дом отдыха «Железо». 1940 г. Холст. Масло. 410 х 306.
СПбФ АРАН. Ф. 953. Оп. 2. Д. 52.
«Я всегда сомневался в себе и никогда не был высокого мнения о своих работах (кроме, может быть, двух-трех). Я не стремлюсь прыгнуть выше собственной головы и иссушать себя над работой в надежде снискать себе громкую славу. К чему она мне? По своей натуре я не склонен сосредоточиться на одном каком-нибудь деле. Попытки сужения сферы моей деятельности всегда создавали во мне чувство острой неудовлетворенности <…> я люблю науку, мне знакома радость творчества. Но я люблю и многое другое. Зачем же выбрасывать его из жизни? Тем паче, что чрезмерное самоограничение научной работой, опустошая мою душу, радость творчества превращает в муку».
Из письма Я.И. Френкеля жене. 27 января 1931 г. Миннеаполис (США).
|
| Я.И. Френкель. Портрет Абрама Федоровича Иоффе. Ленинград. Холст. Масло. 360 х 280.
СПбФ АРАН. Ф. 953. Оп. 2. Д. 47.
Абрам Федорович Иоффе (1880–1960) — «отец советской физики», академик (1920). Знакомство Френкеля с ним относится к 1916 г., когда тот пригласил выпускника Петроградского университета к участию в физическом семинаре. В автобиографии 1946 г. Френкель напишет: «Интересы А.Ф. Иоффе определи выбор обсуждавшегося материала, а его стимулирующие дискуссии оказали глубокое влияние на всех молодых участников семинара, включая меня самого». Из семинара А.Ф. Иоффе пошла советская физика…
|
| Я.И. Френкель. Портрет Игоря Евгеньевича Тамма. Без даты. Холст. Масло. 355 х 244.
СПбФ АРАН. Ф. 953. Оп. 2. Д. 17.
Игорь Евгеньевич Тамм (1895–1971) — физик-теоретик, один из создателей водородной бомбы; лауреат Нобелевской премии (1958), академик (1953). С молодых лет его связывали с Френкелем узы теснейшей дружбы. По его словам, Френкель «был не только крупнейшим физиком-теоретиком, но и поразительным человеком во многих других отношениях. <…> Он не только обладал своеобразным обаянием, покорявшим даже мало знакомых с ним людей, но отличался и необыкновенной душевной теплотой и был на редкость добрым человеком, в подлинном самом лучшем смысле этого слова».
|
| Я. И. Френкель. Портрет Поля Дирака. Ленинград. 1936. Холст. Масло. 480 х 320.
СПбФ АРАН. Ф. 953. Оп. 2. Д. 36.
Поль Адриен Морис Дирак (Paul Adrien Maurice Dirac; 1902–1984) — один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии (1933), иностранный член АН СССР (1931).
Френкель познакомился с Дираком в 1926 г. в Гёттингене в лаборатории М. Борна.
Портрет написан в 1936 г. в квартире Френкеля в Лесном. О довольно длительных сеансах Дирак вспоминал в 1973 г.: «Мне ужасно хотелось спать, и чтобы растормошить меня, он предпринимал героические усилия, рассказывая всякие funny stories и анекдоты».
|
| Я. И. Френкель. Портрет Александра Гавриловича Гурвича. Казань. 1943. Холст. Масло. 590 х 490.
СПбФ АРАН. Ф. 953. Оп. 2. Д. 54.
Александр Гаврилович Гурвич (1874–1954) — биолог, автор трудов по цитологии, эмбриологии, биофизике. Общение с ним в 1920-е гг. в Таврическом университете оказало на Я.И. Френкеля существенное влияние, укрепив в нем интерес к биологии. Много лет спустя, в Казани, во время эвакуации в 1941–1943 гг. Я.И. сделал очень удачный его портрет. Вопреки своему правилу заканчивать работу за несколько сеансов, Я.И. долго писал этот портрет. Число сеансов существенно возросло благодаря обсуждению различных биофизических вопросов, которые волновали обоих ученых.
|
| Я.И. Френкель. Портрет Евгения Викторовича Тарле. Узкое. Без даты. Холст. Масло. 358 х 286.
СПбФ АРАН. Ф. 953. Оп. 2. Д. 56.
Евгений Викторович Тарле (1874–1955) — едва ли не самый знаменитый и популярный историк, живший в советское время, академик (1927). Знакомство с Френкелем состоялось, по-видимому, во время эвакуации в Казани.
Портрет написан в академическом санатории «Узкое» под Москвой (бывш. усадьба Трубецких, в наст. время находится в черте города).
|