Академик Н.П. Кондаков и его время
Никодим Павлович Кондаков (1844-1925) - русский ученый с мировым именем, историк византийского и древнерусского искусства, археолог. Он стал действительным членом ИмператорскойАкадемии художеств (1893), действительным членом Императорской Академиинаук (1898), действительным иностранным членом Чешской Академии наук,литературы и художеств (1898), членом-корреспондентом СербскойКоролевской Академии наук (1901), действительным членом БолгарскойАкадемии наук (1920), почетным и действительным членом многих русских ииностранных университетов, институтов, научных обществ и комиссий.
«Архистратиг русской археологии» - громогласно заявил о нем В.В. Стасов. «Академик Н.П. Кондаков, ученый-археолог» - лаконично рекомендовал себя в мемуарах сам Кондаков.
Ученый исследовал и ввел в научный оборот огромное количество памятников средневеко вого искусства Востока и Запада. Одновременно с этим он искал «в убогом ремесле суздальских богомазов» живую старину, внес существенный вклад в развитие художественного образования и музейного дела в России, в поддержание ее иконописных промыслов. Как управляющий делами Комитета попечительства о русской иконописи (1901), Кондаков вместе с председателем комитета, графом С.Д.Шереметевым объездил иконописные села Владимирской губернии. Желая сохранить самобытные традиции отечественной иконографии, комитет устраивал сельские учебные иконописные мастерские, издавал образцовые иконы и рисунки. По поручению комитета Кондаков составил «Лицевой иконописный подлинник. Т.1. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1905).
Свою коллекцию икон Н.П. Кондаков в 1909 г. принес в дар Русскому музею.
В Петербурге Кондаков активно участвовал в реформе Академии художеств и установил дружеские связи с ее вице-президентом гр. И.И. Толстым. В 1889-1898 гг. совместно с И.И. Толстым Н.П. Кондаков издал «Русские древности в памятниках искусства» (6 выпусков), где в доступном изложении знакомил широкую аудиторию с прошлым России, начиная с античной эпохи вплоть до монгольского нашествия.
Вместе с этим работал в школах и училищах очень скромного, «местного» масштаба, вкладывая в их деятельность свою долю труда, знаний и опыта. В 1884-1894 гг. он заведовал Одесской рисовальной школой и Художественным училищем Одесского общества изящных искусств.
На склоне лет Кондаков писал, что «был несообщителен, в своем роде тяжкодум». И в то же время умел дружить, общался с М.Н.Сеченовым и И.Ия крепким здоровьем, в молодости страдал чахоткой и с трудом переносил петербургский климат, поэтому летние месяцы старался проводить в кругу семьи в Ялте, в доме, доставшемся ему по наследству от старшего брата - М.П. Кондакова. По его собственным словам, дача - «время усиленного научного труда, но легкого, потому что необязательного и неспешного». Ценил он удобства семейной жизни, находя в ней «все условия трудового деятельного покоя».
С Крымом Кондакова связывала и служебная деятельность: в 1888-1889 гг. он руководил раскопками Археологической комиссии в Херсонесе; в 1900-1910 гг. был членом Комиссии по реставрации Ханского дворца в Бахчисарае.
Октябрьский переворот 1917 г. застал ученого на юге. Голодное время с октября 1917 по сентябрь 1918 г. он провел у себя в Ялте, где сумел завершить третий том «Иконографии Богоматери», посвященный иконографии итальянской Мадонны. Первые два тома этого труда Академия наук издала в 1914-1915 гг., третий том Н.П. Кондаков продал Ватикану; книга увидела свет только в 2012 г.
Выставку подготовили Е.Ю. Басаргина, О.А. Кирикова, К.Г. Шишкина.
Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда
(грант № 14-18-00010 «Взаимодействие науки и власти: Очерки институциональной истории Императорской Академии наук в XVIII - начале XX вв.»)