К 150-летию академика А. А. Шахматова (1864–1920). Ч. 3. «Руководящая социальная личность»
А.А.Шахматовпонимал свою службу в Отделении русского языка и словесности (ОРЯС, Второеотделение) как неутомимое служение науке и просвещению. По словам современников,«с благородной простотой, как-то особенно легко, почти с грацией, носил АлексейАлександрович бремя своей большой учености». Его называли «руководящейсоциальной личностью», потому что он сумел объединить вокруг себя почти всехотечественных русистов и славистов.
В 1906г. А.А.Шахматовстал председательствующим в отделении. После своего избрания он говорил:«Привилегированное положение дает мне возможность быть полезным не для одногосебя, а для всех вообще». По словам В.Н.Щепкина, «в выборе средств,программ, людей, в умении открыть способности, направить и использовать их,Шахматов обнаруживал такую веру в человека, такую рассудительную находчивость истолько бесспорного, словно он объяснял людям, для какого труда они созданы ичто они могут сделать сейчас». Отделение пополнилось лучшими научными силами, ив этом была большая заслуга А.А.Шахматова.
Целый ряд крупных предприятий Отделения русскогоязыка и словесности был обязан главным образом ему: он приходил на помощь своимтоварищам, «подхватывал» продолжающиеся издания и инициировал новые. В интересах русской культуры и просвещения Отделение взялопод свое покровительство реформу существующего правописания, «ввиду того вреда,который приносят школе действующие ныне орфографические требования». А.А.Шахматоввошел в состав специальной комиссии, которая в 1904г.подготовила проект упрощения орфографии,вызвавший, однако, резкую критику со стороны правой печати, обвинявшей Академиюнаук в посягательстве на основы русского языка. А.А.Шахматов «в интересах дела и правды» пытался успокоить умы.После того как в 1907г.в Академию наук обратилась группа членов Государственной Думы с призывом вновьзаняться упрощением правописания, академическая Орфографическая подкомиссиясоставила окончательный проект реформы правописания. Однако проведениереформы вновь затянулось на несколько лет из-за колебаний в официальных сферах,опасавшихся вызвать раскол в обществе. Тем временем умерли главные сторонникиреформы Ф.Ф.Фортунатов и Е.Ф.Корш. Ответственность запроведение реформы легла на плечи А.А.Шахматова, который былубежден в том, что упрощение русской орфографии было научно оправданно и являлосьнасущной потребностью страны. Реформа правописания была принятаВременным правительством и стала обязательной после Октябрьской революции.
Благодаря А.А.Шахматову Отделение русского языка и словесности стало духовным центром ученых. Со всехсторон в отделение потянулись научные работники, и А.А.Шахматов оказывалсодействие всякому серьезному научному начинанию, словом и деломпомогал молодым ученым, которые считали его своим добрым гением. Поприглашению А.А.Шахматова, задумавшего в 1897г.критическое серийное издание древнерусских сочинений, с отделением началсотрудничать Н.К.Никольский (1863-1936). В соприкосновение с отделением вошелК.Я.Грот (1853-1934), готовивший собрание сочинений своего отцаакад. Я.К.Грота, 100-летний юбилей которого отделение чествовало в 1912г. Отделениеподдерживало работы В.Н.Бенешевича (1874-1937), на протяжениимногих лет методично собиравшего документы по истории римско-византийскогоправа в рукописных хранилищах всего мира. Благодаря субсидиям отделения в1901-1902гг. он посетил о. Патмос, а в 1907г. съездил наСинайский полуостров для изготовления фотоснимков рукописей в монастыре св.Екатерины. Норвежский славист-лингвист Олаф Брок(1867-1961) по совету А.А.Шахматова, с которым познакомился в семинареФ.Ф.Фортунатова, начал изучать русские диалекты. Благодаряходатайствам А.А.Шахматова Академия наук добилась в Государственнойдуме специального ассигнования на издание Словаря нижнее-лужицкого языка,который подготовил серболужицкий ученый Э.К.Мука (1854-1932). А.А.Шахматовоказывал разнообразную помощь будущему управляющему делами СовнаркомаВ.Д.Бонч-Бруевичу, который в 1900-егг. в суете революционныхдел выкраивал время для научных занятий русским сектантством. И.А.Бодуэн де Куртене (1845-1929)пользовался неизменной поддержкой отделения, и не только в научных делах. Когдав 1913г.он был обвинен в антигосударственной деятельности, и ему грозило длительноетюремное заключение, А.А.Шахматов ездил в составе делегации к Кассохлопотать о его помиловании. Благодаря заступничеству Академии и ее президентавел. кн. Константина Константиновича приговор Бодуэну де Куртене был смягчен.
«АлексейАлександрович, - говорил А.А.Грушка, - был не только великимученым, но и воистину лучезарной моральной личностью, с дивным совершенствомвоплощавшей в себе тот тип русского праведника, который так проникновенно умелиизображать Достоевский и Лесков».
Выставку подготовилиЕ.Ю.Басаргина и О.А.Кирикова.