Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич (1863—1919) : К 150-летию со дня рождения. Лица и документы
Е.Ю. Басаргина
Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский (15.01.1863—7.02.1919) по праву считается одним из создателей петербургской школы историков. Знаток вспомогательных исторических дисциплин, «археолог факта», глубокий исследователь социально-экономической и финансовой истории Русского государства XVII—XVIII вв., ученый тяготел также к обобщающим построениям в области философии истории.
Магистерская диссертация Лаппо-Данилевского «Организация прямого обложения в Московском государстве со времени смуты до эпохи преобразований» стала крупным явлением в русской исторической литературе (оппонентами выступили профессора Н. И. Кареев и С. Ф. Платонов).
После защиты диссертации началась преподавательская деятельность Лаппо-Данилевского в Петербургском Археологическом и Историко-филологическом институтах и в С.-Петербургском университете. В институтах он был профессором, но в университете оставался на ролях «приват-доцента», потому что так и не защитил докторской диссертации.
Отсутствие докторской степени не стало преградой для избрания А. С. Лаппо-Данилевского в Императорскую Академию наук. Академик В. Г. Васильевский высоко оценивал его талант и говаривал, что Александр Сергеевич «врожденно предназначен» занять академическое место. В конце 1899 г. Лаппо-Данилевский был избран адъюнктом, в 1902 г. —экстраординарным академиком и в 1905 г. —ординарным академиком по истории и древностям русским.
На первый план своей академической деятельности Лаппо-Данилевский поставил организацию крупных научных предприятий и привлек к их осуществлению своих коллег и учеников. Публикация первого тома «Сборника грамот Коллегии экономии» и «Правил» его издания открыла новый этап развития отечественной археографии и вывела ее на общеевропейский уровень.
Из работ по подготовке «Сборника грамот Коллегии экономии», ставшего образцом издания документов подобного рода, вырос его семинар по дипломатике частного акта, который с 1904 г. он вел в Петербургском университете. В этой совместной работе сформировалась археографическая «школа Лаппо-Данилевского» —блестящая когорта научных работников, продолживших дело своего учителя. Из этой школы вышли С. Н. Валк, Б. Д. Греков, А. Е. Пресняков, А. И. Андреев.
По почину Лаппо-Данилевского Историко-филологическое отделение приступило к критическому изданию «Памятников русского законодательства 1649—1832 гг.», начало подготовку к изданию сочинений, писем и бумаг М. М. Сперанского. Частью обширного плана издания письменных источников по русской истории были научные изыскания, которые проводил в Риме ученый корреспондент ИФО в Риме Е. Ф. Шмурло под надзором созданной в 1903 г. по инициативе Лаппо-Данилевского Постоянной исторической комиссии. Издания велись параллельными сериями: «Россия и Италия. Сборник исторических материалов и исследований, касающихся сношений России с Италией» и «Памятники культурных и дипломатических сношений России с Италией». Кроме того, Лаппо-Данилевский наблюдал за изданием «Писем и бумаг Петра Великого», следил за научной деятельностью губернских ученых архивных комиссий, был председателем Союза российских архивных деятелей, в 1918 г. участвовал в организации Главного управления архивным делом. В круг научных интересов Лаппо-Данилевского входила также археология, и он широко использовал археологические материалы в своих лекциях.
Лаппо-Данилевский считал своим нравственным долгом подготовить к печати незаконченные труды своего предшественника по Историко-филологическому отделению —А. А. Куника (1814—1899). Лаппо-Данилевский принимал деятельное участие в международных мероприятиях: был избран секретарем съезда Международной ассоциации академий в С.-Петербурге в 1913 г., председателем исполнительного комитета по устройству IV Международного съезда историков в С.-Петербурге в 1918 г. (так и не состоявшегося). Летом 1916 г. по приглашению Кембриджского университета он прочел несколько лекций по истории научной мысли в России и был удостоен университетом звания почетного доктора права.
Жизнь Лаппо-Данилевского оборвалась в феврале 1919 г., и многим казалось, что его смерть, «неожиданная и преждевременная, явилась протестом против свершающегося, разливавшегося кругом зла, мрака, невежества, хаоса, насилия, кровопролития»...
Мы благодарим К. Ю. Лаппо-Данилевского за помощь в подготовке выставки.