САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ АРХИВА
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
СПбФ АРАН
book-logo
Ф. 893 Райков Борис Евгеньевич (1880–1966), биолог, историк науки, историк педагогики, действ. член Академии педагогических наук РСФСР
СВЕДЕНИЯ О ФОНДЕ

Крайние даты документов фонда: 1856-1970

Объём единиц хранения: 1185

ОБОЗРЕНИЕ ФОНДА

Краткие сведения о фондообразователе:
Райков Борис Евгеньевич. Биолог, историк науки, историк педагогики. Род. 8 сентября 1880 г. в Москве, ум. 1 августа 1966 г. в Лисьем Носу (Ленинградской области). Действ, член Академии педагогических наук РСФСР (с 8 сентября 1945 г.); доктор педагогических наук (с 1944 г.). Преподаватель (1913-1918), профессор (1918-1922) и проректор (1916-1920) II Ленинградского государственного университета (ранее Психо-неврологический институт); организатор и заведующий Ленинградской педагогической биостанции (1920-1929); профессор II Ленинградского педагогического института (1920-1922); профессор Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена (1923-1930, 1945-1948), Архангельского педагогического института (1941-1945); старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники АН СССР (1945-1966). Заслуженный деятель науки РСФСР (с 1961 г.).

Обозрение фонда:
Наибольшую по объему часть фонда (400 ед. хр.) составляют научные труды и материалы к ним. Здесь прежде всего следует наавать его научно-педагогические труды. Методика проведения школьных экскурсий раскрывается в статьях, написанных в период 1910- 1926 гг. и напечатанных в сборниках и журналах "Школьные экскурсии", "Естествознание в школе", "Живая природа" и в др., в кратких набросках лекций по истории экскурсионного дела, читанных студентами Государственного педагогического института им. А. И. Герцена (1946), в тезисах доклада "О необходимости развития экскурсионного дела в школьном обучении" и в статье "Экскурсионное дело в советской школе в первые годы советской власти" (1965).
В фонде хранятся работы по методике преподавания школьного курса естествознания: статьи "Развитие методики естествознания в советскую эпоху" (1962), "История методики естествознания в дореволюционной школе" (1962), "О научности в преподавании естествознания" (1948), "О педагогической профессии" (не опубликовано), "Молодые учителя" (не опубликовано), "Об XI годе обучения (интервью в "Учительскую газету")" (не опубликовано), "Биология как учебный предмет" (не опубликовано), "Воспитание материалистического мировоззрения в школьной работе по естествознанию" (не опубликовано); ряд неопубликованных записок: "Общий план и последовательность учебных предметов по естествознанию", "Нужно ли в средней школе заниматься текущими вопросами и новейшими открытиями современного естествознания", "Перегрузка программ и учебников материалом", "Методы преподавания естествознания", "Учебник зоологии", "Рисунок в учебнике и его значение" ;
по методике преподавания курса естествознания в высшей школе: учебник для педагогических институтов "Общая методика преподавания естествознания" (опубликован в 1946 г.); руководство "Пути и методы натуралистического образования", изданное в значительно переработан-
ном виде в 1947 г. (в соавторстве с другими учеными под заглавием "Общая методика естествознания. Руководство для высших заведений"); конспекты курса общей методики естествознания, читанного в 1945- 1946 гг. в Государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена; тезисы и конспекты докладов по вопросам "О построении курса методики естествознания] в педвузе"; "Некоторые проблемы методики естествознания как научной дисциплины"; "Каким должен быть учитель естествознания"; "О культурном воспитании нашего студенчества"; "Критерий истины - практика. (О роли практики в теории познания)";
по истории учебного естествознания в России с древнейших времен и истории натуралистического просвещения в России: рукопись работы "Естествознание в Древней Руси", работы "Натуралистическое просвещение в Древней Руси", "Естественно-историческое образование в России в середине XIX века. Историко-методическое исследование" и труды, посвященные педагогам-натуралистам и методистам естествознания, среди которых Г. Армстронг, А. Н. Бекетов, В. М. Бехтерев, A.П. Богданов, Э. К. Брандт, К. М. Бэр, В. А. Вагнер, М. П. Варавва, B. Н. Верховский, А.Ф. Винтергальтер, В.Д. Вольфсон, А.Я. Герд, В.А. Герд, В. И. Даль, К. Д. Де-Шагрен, И. А. Двигубский, Н. Ф. Зо-лотницкий, Д. И. Менделеев, А. П. Нечаев, А. П. Павлов, В. В. Полов-цов, И. И. Полянский, С. А. Порецкий, Н. Н. Рождественский, Л. С. Севрук, А. М. Теряев, Ф. Е. Тур, М. В. Усков, К. Д. Ушинский и др.;
по истории естествознания: труды по истории развития эволюционной теории, по истории дарвинизма в России - статьи "Развитие представлений и знаний о живой природе с древнейших времен до конца XVII века" (для многотомника "История науки и техники", не опубликовано); "Труды Чарлза Дарвина" (не опубликовано); "Учение Ч. Дарвина в оценке К. Д. Ушинского" (не опубликовано); "Научный спор о дарвинизме зоолога А. П. Богданова и историка М. П. Погодина в начале 70-х годов XIX в." (не опубликовано); материалы и разрозненные части опубликованных монографий Б. Е. Райкова "Русские биологи эволюционисты до Дарвина" (тт. 1-4); "Предшественники Дарвина в России" (изд. 1-е и 2-е); "Германские биологи эволюционисты до Дарвина"; материалы, не вошедшие в четырехтомник "Русские биологи эволюционисты до Дарвина", представляющие важное дополнение к этому труду Б. Е. Райкова, ставшему классическим в истории нашего отечественного естествознания.
Материалы для "Биографического словаря педагогов-натуралистов" (словник, автобиографии, списки печатных трудов, отзывы о трудах, фотографии, переписка и другие материалы о педагогах-натуралистах на буквы А-Я); "Материалы по истории русского общества распространения естественно-исторического образования (ОРЕО) за 1907-1930 гг. Взгляды и мнения русских педагогов-натуралистов первой четверти XX века": чч. I-III - деятельность Ленинградского Центрального отделения (сост. Л. И. Крамп, Л. С. Васильева, Г. В. Артоболевский и др., общ. ред. Б. Е. Райкова), ч. IV - деятельность Московского отделения (сост. В. А. Шиголев, общ. ред. В. Ф. Натали и Б. Е. Райкова), ч. V - деятельность провинциальных отделений (сост. Н. П. Дьяченко, Г. Г. Штехер, П. А. Соколов и др., общ. ред. Б. Е. Райкова) и др.;
статьи о биологических журналах - "Естествознание и наглядное обучение (1909-1910 гг.)", "Биология в школе", "Естествознание и география", "Живая природа", "Естествознание в школе"; конспекты лекций по геологии, зоогеографии, зоологии, педагогике, психологии, читанных в высшей школе;
имеются труды и материалы о жизни и деятельности русских и зарубежных ученых: материалы к книгам "К. М. Бэр. Автобиография" (1950), "К. М. Бэр. История развития животных" (т. I, 1950; т. II, 1953), "Карл Бэр, его жизнь и труды" (1961) и ряд работ о К. М. Бэре, Э. Геккеле, А. И. Герцене, Э. Гушке, И. Е. Дядьковском, С. Г. Зыбе-лине, В. Ф. Зуеве (среди которых книга "Академик В. Зуев. Его жизнь и труды", 1955), А. А. Каверзневе, А. А. Кейзерлинге, Я. К. Кайданове, B.О. Ковалевском, С. С. Куторге, Ж.-Б. Ламарке, Д. Леббоке, К. Линнее, М. А. Максимовиче, И. И. Мечникове, Л. И. Панснерв, Н. И. Пиро-гове, В. В. Половцове (среди них книга "В. В. Половцов. Его жизнь и труды", 1956), К. Ф. Рулье, Д. И. Соколове, Н. Н. Соколове, К. А. Тимирязеве, С. А. Усове, Г. И. Фишере фон Вальдгейме, Л. С. Ценковском, Н. Г. Чернышевском, Г. Е. Щуровском и др.; доклад "К методике исторических исследований по естествознанию" (не опубликован).
В фонде содержатся отзывы о научных трудах других лиц; среди них: М. Я, Асе "Русский предшественник Дарвина"; М. А. Ахундов "Из истории развития биологической мысли в Азербайджане (XI-XIX вв.)",.
C. И. Баскин "Первая сибирская экспедиция 1725-1730 года" (чч. I-V и Приложение); 3. И. Берман "Идея развития в биологии"; Л. Я. Бляхер "Из писем М. М. Усова к А. О. Ковалевскому"; П. И. Боровицкий "Методика естествознания в средней школе" (2-е изд.); Н. М. Верзилин "Основные черты развития современной советской методики естествознания"; Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская "Общая методика преподавания биологии"; Б. В. Всесвятский "Методика естествознания"; Н. А. Горбунов "Методика естествознания. Пособие для учителей начальной школы и педагогичесих училищ"; П. А. Григоров "Проблема развития животного мира в программах и учебниках по зоологии в русской дореволюционной и советской школе"; П. Н. Груздев "Вопросы воспитания и обучения"; А. Б. Дитмар "Первый учебник по общей физической географии, написанный в России"; Г. П. Еремеев "О значении статьи И. Д. Якушкина "Что такое жизнь" в истории отечественного естествознания"; Д. Н. Засухин "Выдающийся зоолог и паразитолог Грасси"; Л. А. Зеленова "'Проведение полевой практики по зоологии беспозвоночных в подшефном колхозе"; О. В. Казакова "История учебного естествознания в русской школе"; К. Ф. Калмыков "История физиологии1 растений в России" (диссертация, представленная на соискание степени доктора биологических наук); В. М. Корсунская "Воспитание мировоззрения и курс основ .дарвинизма в средней школе"; В. А. Матисен "Агробиологическая станция РОНО как база для школьного естествознания и научно-практическое значение биологического эксперимента учащихся в условиях работы данной станции"; Э. Н. Мирзоян "Забытая статья А. О. Ковалевского"; Б. М. Козо-Полянский "К стотридцатипятилетию "Тетрактиса" Якова Кайданова"; Б. Г. Кузнецов "Из истории идеи развития русской биологии"; В. В. Лункевич "От Гераклита до Дарвина"; Б. Н. Мазурмович и И. К. Шульга "Выдающиеся отечественные зоологи"; И. А. Марков "Методология и практика географических наблюдений"; П. А. Новиков "Развитие зоологии в России со средины XVII в. до Великой Октябрьской социалистической революции. Т. I. Развитие зоологических знаний до конца XVIII столетия" и "История зоологии в первой половине XIX века"; Г. А. Острякова "Роль В. В. Половцова в развитии школьного естествознания и методики его преподавания"; А. Н. Парфеника "Основные этапы развития отечественной методики естествознания"; П. Я. Полубаринова-Кочина "Дж. Дж. Сильвестр и С. В. Ковалевская"; Н. А. Рыков "Краткий исторический очерк развития
методики зоологии в русской школе" и "Опыт проведения весенней орнитологической экскурсии" и др.; К. С. Селевко "Полевые геологические экскурсии в средней школе"; С. Л. Соболь "История микроскопа и микроскопических исследований в России в XVIII веке" и "Общие проблемы биологии в их историческом развитии в СССР с древнейших времен"; С. Л. Соболь и С. Р. Микулинский "История естествознания в СССР, т. I. Биология"; С. С. Станков "Линней, Руссо, Ламарк. (К истории ботаники в XVIII веке)"; М. Я. Цузмер "Требования к школьному учебнику по анатомии и физиологии человека"; В. Л. Ченакал "Очерки по истории русской астрономии"; И. И. Шафрановский "Развитие кристаллографии в России"; А. А. Шибанов "Школа и сельское хозяйство"; П. Б. Юргенсон "Академик Александр Федорович Миддендорф, его путешествия и научная деятельность"; К. П. Ягодовский "Дидактика естествознания"; О. С. Яковлева "Формирование диалектико-ма-териалистического мировоззрения в курсе анатомии и физиологии человека"; А. А. Яхонтов "Биологический метод в преподавании естествознания"; "О советском издании сочинений Дарвина"; "Отзыв о переписке академика Л. С. Берга с его сотоварищем и сотрудником по работе П. Г. Игнатовым в 1898-1900 гг." (редактор Р. Л. Берг); о книге "Детская энциклопедия" (том "Земля"); о путеводителе "Обозрение архивных материалов" (т. IV, Тр. Архива, вып. 16) и др.
В фонде имеются беллетристические и поэтические произведения Б. Е. Райкова: "Белая шляпа. Повесть минувших дней" (поэма 1930-г-1932 гг.), сборники стихов за 1895-1952 гг.; "Повести и рассказы" (чч. I-III, 1952-1953). О литературных произведениях Б. Е. Райкова в составе фонда имеются краткие отзывы .(1963) В. А. Рождественского.
Сохранившиеся материалы по научно-организационной деятельности составляют 68 ед. хр. Деятельность Б. Е. Райкова в Коммерческом училище представлена журналом заседаний педагогического комитета училища, списком преподавателей, учащихся, письмами бывших учеников Б. Е. Райкова по училищу и др.
В фонде имеются незначительные материалы по деятельности Б. Е. Райкова на Ленинградской педагогической биостанции и в Архангельском педагогическом институте.
От деятельности Б. Е. Райкова в Академии педагогических наук (АПН) сохранились проект устава АПН; разрозненные программы научных, сессий, конференций, годичных собраний и заседаний президиума АПН; планы и отчеты о работе Б. Е. Райкова; записи о проделанной научной работе; переписка по научно-организационным вопросам; планы научно-исследовательских работ АПН за 1946-1966 гг., пятилетние и годовые планы и отчеты секции естествознания, лабораторий и отдельных сотрудников; "Информация о формировании Отделения методик филиала" АПН (имеются сведения о дате организации Ленинградского филиала АПН); заключение Ленинградского филиала АПН о передаче Государственного естественнонаучного института им. П. Ф. Лесгафта в систему АПН; материалы по руководству аспирантами в Ленинградском филиале АПН; положение о Секции естествознания Ленинградского филиала АПН; протоколы заседаний секции, его отделения методик, 1-й и 2-й лабораторий естествознания; стенограмма доклада Б. Е. Райкова "О научности преподавания естествознания" и дискуссия по докладу (1948); программы по естествознанию, по общей биологии и для средней школы, материалы по их составлению и обсуждению; протоколы заседаний комиссий; тезисы и конспекты докладов; отзывы Б. Е. Райкова и других ученых о программах; тезисы докладов и другие материалы, относящиеся к 1-й научной сессии Ленинградского филиала АПН (1946) и декабрьской сессии АПН (1947); материалы по выборам в действительные члены и члены-корреспонденты АПН (списки кандидатов, биографические справки, характеристики, переписка).
В фонде хранятся материалы по деятельности Б. Е. Райкова в учреждениях Академии наук СССР. Среди них пригласительные билеты и программы юбилейных заседаний в Академии наук в связи с ее 220-летием, пригласительные билеты на общие собрания АН и собрания ее отделений; переписка с Институтом истории естествознания и техники АН СССР по вопросам составления и выполнения планов научно-исследовательских работ, об участии в совещаниях, о написании статей, рецензий, о консультациях по другим научным и научно-организационным вопросам; отчеты и отдельные планы о научной работе Б. Е. Райкова в Институте истории естествознания и техники АН СССР за 1945-1957, 1960- 1965 гг.; планы заседаний, извещения и приглашения на заседания Ученого совета Института истории естествознания и техники, на заседания Комитета советского национального объединения историков естествознания и техники и на другие заседания, переписка по участию в работе редколлегии журнала "Вопросы истории естествознания и техники".
В материалах фонда сохранилось благодарственное письмо Института мировой литературы им. М. Горького за передачу Б. Е. Райковым своих воспоминаний о совместной работе с М. Горьким.
В фонде Б. Е. Райкова представлены материалы за 1910-1916 гг. по его деятельности в отделе естествознания учебно-воспитательного комитета Педагогического музея военно-учебных заведений (среди которых имеются черновые протоколы заседаний, печатный экземпляр положения о музее и другие материалы), в Русском обществе распространения естественно-исторического образования (повестки на заседания общества, переписка и другие материалы), в Московском обществе испытателей природы (печатные планы научных заседаний общества и переписка с Б. Е. Райковым), в Ленинградском государственном университете и в других высших учебных заведениях (наброски докладов, переписка о чтении лекций в ЛГУ, приглашения на научные заседания), во Всесоюзном географическом обществе (печатные планы заседаний, пригласительные билеты, извещения о заседаниях и др.), во Всесоюзном ботаническом обществе - ВБО (среди материалов отзыв Б. Е. Райкова о программе ботаники для восьмилетней школы, составленной научно*педа-гогической секцией ВБО; программа и объяснительная записка к ней; письмо П. А. Баранова с рекомендацией Б. Е. Райкову вступить в члены ВБО; программы и планы заседаний, совещаний, съездов, юбилейных и других собраний), в редакции журнала "Естествознание в школе" и др.
В фонде хранятся фотографии Б. Е. Райкова за разные периоды его жизни, среди них индивидуальные фотографии, а также групповые - Райков с членами семьи, учениками, студентами, сослуживцами по работе, знакомыми и родными. Имеется фотография студентов (среди которых Б. Е. Райков), отданных в 1901 г. в солдаты за участие в студенческих волнениях; фотографии участников Первого Всероссийского съезда зоологов, анатомов и гистологов в Петрограде 15-21 декабря 1922 г., участников съезда педагогов-естественников в Петрограде (1923).
На ряде групповых фотографий вместе с Б. Е. Райковым - С. В. Герд, К. Н. Давыдов, В. Л. Комаров, И. Д. Лукашевич, Н. Ф. Погребов, М. Н. Римский-Корсаков, В. В. Струве, С. А. Яковлев и др.
В фонде имеются фотокопии с групповых фотографий (без Б. Е. Райкова) ученых (в основном биологов), участников съездов, конгрессов,
сотрудников биологических учреждений, студентов биологических факультетов.
Особенно значительна собранная Б. Е. Райковым коллекция индивидуальных фотографий ученых и других лиц, в основном биологов, русских и зарубежных.
Биографические материалы Б. Е. Райкова представлены 65 ед. хр. Они весьма полны, разнообразны и всесторонне раскрывают жизнь и плодотворную научную деятельность Б. Е. Райкова. Прежде всего следует назвать подробную автобиографию, охватывающую период с 1880 по 1959 г., озаглавленную "Жизнь и труды Бориса Евгеньевича Райкова", и подобранные к ней материалы: библиографический список печатных трудов; список докладов, прочитанных Б. Е. Райковым за период с 1942 по 1959 гг., записки Б. Е. Райкова о его книгах, оставшихся ненапечатанными и др. Большой интерес представляют воспоминания Б. Е. Райкова о своей жизни и деятельности: "На жизненном пути. Автобиографические очерки", написанные в 1939-1965 гг. и освещающие все этапы его жизни; "Из педагогических воспоминаний", где описан период 1891-1929 гг.; "Из студенческих воспоминаний (1899-1905 гг.)", а также материалы по истории создания книг Б. Е. Райкова (опубликованных и неопубликованных): "Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России" (изд. 1-е и 2-е); "Русские биологи эволюционисты до Дарвина" (тт. I-IV); "Предшественники Дарвина в России"; "К. М. Бэр "История развития животных"" (тт. I и II); "Избранные научно-педагогические труды А. Я. Герда" (сост. О. В. Казакова, под ред. Б. Е. Райкова); "Академик Зуев, Его жизнь и труды"; "Педагогические труды В. Зуева"; "В. В. Половцов. Его жизнь и труды"; "Избранные педагогические труды Половцова" и др.; переписка с учреждениями и отдельными учеными, связанная с подготовкой, обсуждением и изданием трудов Б. Е. Райкова,
В материалах по празднованию 40- и 50-летних юбилеев научно-педагогической деятельности, 75-, 80- и 85-летий со дня рождения Б. Е. Райкова имеются статьи ряда ученых с характеристикой и оценкой деятельности Райкова как историка естествознания, историка науки; копии адресов; стенограммы заседаний ученого совета; письма, телеграммы от разных лиц и учреждений и др.; поздравительные письма и телеграммы от учреждений и лиц в связи с присвоением Б. Е. Райкову звания заслуженного деятеля науки РСФСР. Большой научный интерес представляют отзывы ученых об отдельных трудах Б. Е. Райкова; среди них отзыв Е. М. Ярославского о книге Б. Е. Райкова "Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России" (1937); А. П. Быстрова, В. А. Догеля, Е. Н. Павловского, П. Г. Светлова, С. Л. Соболя и других о книге Б. Е. Райкова "Автобиография К. М. Бэра"; об отдельных главах книги "Русские биологи-эволюционисты - предшественники Дарвина в России" и других трудах Б. Е. Райкова.
Переписка Б. Е. Райкова представлена в фонде 384 ед. хр., из которых 133 ед. хр. составляют отпуски и черновики писем Б. Е. Райкова к разным лицам и 251 ед. хр. - письма разных лиц к Б. Е. Райкову. Среди корреспондентов Г. Ф. Александров, П. А. Баранов, Л. С. Берг, С. И. Вавилов, Н. М. Верзилин, В. Н. Верховский, Р. Ф. Геккер, С. В. Герд, В. А. Догель, Б. П. Есипов, И. А. Каиров, X. С. Коштоянц. И. В. Обреимов, А. И. Опарин, Б. П. Орлов, Ю. А. Орлов, Е. Н. Павловский, В. И. Полянский, Ю. И. Полянский, П. Н. Попов, М. Н. Рим-ский-Корсаков, В. И. Смирнов, В. 3. Смирнов, Г. Ушман, Н. А. Холодковский, 3. Ю. Шокальская, А. А. Яхонтов и др.
Научные труды других лиц представлены 57 ед. хр. Среди них следующие: А. Ф. Буянов "Афанасий Каверзнев", П. А. Григоров "Проблема развития животного мира в программах и учебниках по зоологии в русской дореволюционной и советской школе"; В. Л. Комаров - стенографические отчеты лекций по ботанике, читанных в ЛГУ (1935); А. Н. Парфеник "Основные этапы развития методики естествознания в России" и ряд работ других авторов, в основном по истории биологии, методики естествознания, по педагогике.
Фонд поступил от Б. Е. Райкова в 1960, 1963 и 1966 гг.; от вдовы и сына Б. Е. Райкова - А. Н. Райковой и И. Б. Райкова в 1966 г. и от Ленинградского отделения Института истории естествознания и техники АН СССР в 1968 г. 1068 ед. хр., 1856-1966 г.

ПЕРЕЧЕНЬ ОПИСЕЙ (5)
Показано описей: 1-5 из 5
1
№ Описи:  1
Крайние даты документов:  1895–1966
Объем, единиц хранения:   182
2
№ Описи:  2
Крайние даты документов:  1901–1966
Объем, единиц хранения:   185
4
№ Описи:  4
Крайние даты документов:  1913–1968
Объем, единиц хранения:   396
5
№ Описи:  5
Крайние даты документов:  1856–[1970-e]
Объем, единиц хранения:   72