Генрих Генрихович Манизер (1889–1917) — человек многогранный и талантливый: этнограф, антрополог, лингвист, музыкант,
художник, путешественник. Главным, самым значимым делом его короткой и
насыщенной жизни стало участие во Второй русской научной экспедиции в Южную
Америку 1914–1915 гг.
Будущий ученый и путешественник родился в
Петербурге в семье художника Генриха Матвеевича Манизера. В 1907 г., окончив 5-ю Санкт-Петербургскую
гимназию, он поступил в Санкт-Петербургский университет, где обучался
одновременно на двух факультетах — физико-математическом (естественное
отделение) и историко-филологическом. Юноша обладал незаурядными музыкальными и
художественными способностями, которые впоследствии применял в научных
исследованиях. «Искусства только в помощь науке!» — таково было мнение молодого
ученого.
По воспоминаниям сестры, Гали́ Генриховны
Манизер, в канун нового 1914 г. большая семья Манизеров собралась за
новогодним столом. В полночь старший сын Генрих Манизер, 24-летний студент,
резко встал и провозгласил: «Ну, всё! В этом году еду в кругосветное
путешествие!». И это граничащее с уверенностью предсказание осуществилось.
В наступившем 1914 г. пятеро молодых петербургских ученых отправились в
научную экспедицию в Южную Америку. В пятерку участников путешествия вошли
зоологи Иван Стрельников и Николай Танасийчук, а также этнографы Генрих
Манизер, Федор Фиельструп и Сергей Гейман.
Позднее, в 1977 г., Иван Стрельников вспоминал: «Мы
хотели познакомиться с истоками человеческой духовной культуры, с жизнью,
верованиями, языками первобытных племен индейцев Бразилии и Парагвая. Денег у
нас не было, но были вдохновение и мечта, и воля к ее осуществлению». Данная «экскурсия» в Южную Америку,
инициированная самими путешественниками, получила одобрение и скромную материальную
поддержку от Академии наук, прежде всего от Музея антропологии и этнографии. Поставленные
перед путешественниками задачи включали изучение природы южноамериканского
континента, материальной и духовной культуры коренного населения, а также сбор
этнографических и зоологических коллекций для отечественных музеев и научных
учреждений.
В ходе экспедиции Генрих Манизер посетил несколько
южноамериканских стран, однако основная работа была сосредоточена в Бразилии. Ученый
исследовал быт и обычаи нескольких индейских племен Бразилии: терено, шаванты,
каинганги, кадиувео, ботокуды (среди последних исследователь жил в течение
полугода). Манизер собирал лингвистические материалы, изучал языки
индейцев, наблюдал за их музыкальными традициями; формировал этнографические
коллекции, включающие оружие, украшения, предметы культа и быта, музыкальные
инструменты (в настоящее время собранные коллекции хранятся
в Музее антропологии и этнографии РАН).
В течение всего путешествия Генрих Манизер создавал карандашные рисунки, являющиеся ценным иллюстративным материалом к проведенным исследованиям. Более 90 рисунков хранятся в личном фонде Г. Г. Манизера в СПбФ АРАН. Рисунки демонстрируют виды посещенных городов и местностей, флору и фауну, а также портреты представителей индейских племен Бразилии. Изображения дополнены многочисленными заметками автора.
Начало Первой мировой войны
значительно затруднило возвращение участников экспедиции домой. Изначально
запланированное на семь месяцев путешествие продлилось полтора года. Вернувшись
в ноябре 1915 г. в Петроград (за время экспедиции Петербург был
переименован), Генрих Манизер занимался обработкой собранного материала. 8 декабря
1915 г. был заслушан его доклад в Русском антропологическом обществе:
«Каинганги Сан-Пауло по наблюдениям на месте в 1914–1915 гг.». 13 мая
1916 г. Русское географическое общество устроило специальное заседание,
посвященное этнографическим результатам экспедиции, на котором путешественники
рассказали о своих исследованиях и наблюдениях. Наряду с остальными участниками
экспедиции, Генрих Манизер был удостоен серебряной медали Русского
Географического общества (1916 г.).
Также по результатам экспедиции исследователь
написал несколько научных статей. Опыт общения с индейцами ботокудо описан в
статье «Ботокуды (боруны) по наблюдениям во время пребывания среди них в
1915 г.» (опубл. 1916 г.). Результаты исследований музыкальных
традиций индейцев отражены в работе «Музыка
и музыкальные инструменты некоторых племен Бразилии (1. Кадиувео.
2. Терено. 3. Файя. 4. Каинганги. 5. Гуарани.
6. Ботокудо)» (опубл. 1918 г.).
Отдельная заслуга Генриха Манизера — подготовка
монографии «Экспедиция академика Г. И. Лангсдорфа в Бразилию
(1821–1828)», где он обстоятельно описал деятельность и результаты работы
своего предшественника. Книга, однако, была опубликована только в 1948 г.
В конце 1916 г., по окончании
курсов военных метеорологов, Генрих Манизер вступил в действующую армию. 7 июля
1917 г. в газете «Речь» был опубликован некролог, начинающийся словами: «Вольноопределяющийся
дивизионный метеоролог Генрих Генрихович Манизер скончался 21 июня в Румынии от
сыпного тифа. Для всех, знавших этого молодого, разностороннего и
высокоодаренного человека, кончина его — потеря невознаградимая».
Санкт-Петербургский филиал Архива РАН хранит
личный фонд Генриха Генриховича Манизера (СПбФ АРАН. Ф. 985). Коллекция
материалов фонда включает фотографии семьи Манизеров, машинописные копии писем
Г. Г. Манизера к родным, а также его рисунки и фотографии,
выполненные во время Второй русской экспедиции в Южную Америку
1914–1915 гг.
Выставку подготовила Е. А. Анненкова