www.ranar.spb.ru
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ АРХИВА
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Груздева Е. Н. Зоологический музей на Стрелке Васильевского острова (по документам СПФ АРАН)

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-03-00290

 

Зоологический музей на Стрелке Васильевского острова

(по документам СПФ АРАН)

 

Коллекции будущего Зоологического музея начали формироваться еще в петровской Кунсткамере XVIII в. (подробнее о ней см. статью). Многочисленные экспедиции в числе своих трофеев привозили в Петербург большое количество зоологических материалов - шкур, чучел, скелетов животных, морских и речных рыб, рептилий, энтомологические и орнитологические коллекции и проч. В Кунсткамере была представлена фауна не только Российской империи и сопредельных территорий, но и других материков - Африки и Америки (см. илл. 1). Это богатейшее собрание испытывало крайнюю нужду в помещениях, которую здание Кунсткамеры не могло удовлетворить. В начале XIX в. неоднократно поднимался вопрос о необходимости подыскать дополнительные площади для разрастающихся естественнонаучных собраний. Наконец, в 1820-е гг., со строительством каменного флигеля позади здания Конференции Академии наук проекты расширения музея начали реализовываться. В те же годы Академия наук переживала серьезные реформы, в итоге которых ботанические, зоологические и минералогические коллекции Кунсткамеры были преобразованы в самостоятельные специализированные музеи. Фактически это произошло еще в 1831 г., а Устав Академии наук 1836 г. лишь закрепил ситуацию de jure.

В академическом флигеле для устройства Зоологического музея были отведены комнаты на втором этаже в восточном крыле здания и анфилада залов с окнами на Коллежскую площадь. Коллекции перевезли из Кунсткамеры, и 4/16 июля 1832 г. состоялось открытие новой экспозиции. Этот день считается датой основания Зоологического музея как независимого учреждения.

Переезд в новое здание и особое финансирование послужили важным стимулом к развитию музея и росту его коллекций. Активное их пополнение довольно скоро позволило академическому музею выйти на уровень крупнейших европейских зоологических музейных центров, таких как Берлинский, Венский и даже Парижский. Помимо собственно экспозиционных залов во второй половине XIX в. музей имел богатую специальную библиотеку, особую лабораторию и профессионально обученный штат для выполнения технических работ. Музей был широко известен и как научное учреждение и как просветительное - он пользовался популярностью у простых горожан, с удовольствием посещавших его залы (см. илл. 2). В начале 1890-х гг. число посетителей превышало 30 000 человек в год.

Однако к концу 1880-х гг. перед самым крупным из академических музеев снова встала проблема недостатка помещений. Директор Зоологического музея А. А. Штраух докладывал президенту Академии наук: «...чтобы втиснуть возможно большее число предметов в возможно меньшее пространство, экземпляры располагались в 2-3 ряда, и животные почти не видны. Из-за той же тесноты помещений множество чучел стоит открыто или на шкафах и пылится и портится от прикосновений любопытных, за которыми трудно уследить. В таком положении находятся чучела яков, диких верблюдов, дикой лошади, куланов и медведей, вывезенных Пржевальским из Центральной Азии». Директор утверждал, что «вследствие тесноты помещения, недостаточного числа и необеспеченности служащих и недостатка в денежных средствах музей достиг такого состояния, когда в развитии его наступил застой, равнозначащий в данном случае регрессу» (СПФ АРАН. Ф. 2. Оп. 1-1889. Д. 8. Л. 8 об., 11).

В качестве небольшого отступления вернемся немного назад, в 1820-е гг., когда на Стрелке Васильевского острова создавался ныне знаменитый архитектурный ансамбль. Проект планировки Стрелки был разработан в начале XIX в., его ключевое здание - Биржа - возводилось с 1804 по 1816 г. После сильного наводнения 1824 г. старые портовые пакгаузы оказались непригодны для хранения товаров, и было решено строить новые. По плану это должны были быть симметричные каменные строения - северное и южное. Проект пакгаузов разработал архитектор И. Ф. Лукини: два почти зеркальных здания, выдержанные в стиле позднего классицизма, шли вдоль Биржи и полукругом «обнимали» Коллежскую площадь. Корпуса, обращенные к Ростральным колоннам, подчеркивали доминанту Биржи, а корпуса, развернутые вдоль берегов Большой и Малой Невы, благодаря широким портикам с 12-ю полуколоннами выглядели очень величественно (см. илл. 3). Участок, определенный под строительство южного пакгауза, принадлежал Академии наук (на нем находилось здание академической типографии), и Министерство финансов выкупило его у Академии (СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 2-1825. Д. 51. Л. 2-2об). Так одно из зданий южного пакгауза оказалось построено на фундаменте разобранного здания академической типографии - бывшего дворца царицы Прасковьи Федоровны (подробнее о нем см. статью). Возведение пакгаузов было завершено в 1832 г. До 1885 г. они использовались таможней для хранения и досмотра товаров, проведения аукционных торгов, выставок и проч. (см. илл. 4).

В 1880-е гг. морской порт столицы и таможня были переведены на Гутуевский остров. Академия наук просила передать ей помещения бывшего южного пакгауза для устройства Зоологического музея, и 22 марта 1891 г. государь император «повелеть соизволил предать под устройство помещения для сего музея часть здания 3-го пакгауза Портовой таможни с землею» (СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 2 (1891). Д. 62. Л. 2-3). В акте приема помещений было отмечено, что «часть здания, выходящая на биржевую стрелку .., состоит из высокого подвала и большого зала в два света, с хорами, снабженными деревянной балюстрадой. Согласно общему плану, от этого зала предполагается отделить половину, т. е. 3 окна по длине, другую же половину оставить в ведении Таможни» (Там же. Л. 14). Между половинами зала надлежало возвести перегородку. Подобное деление помещения, конечно, не могло устроить ни одну из сторон, и уже через два года последовало новое решение, по которому в собственность Академии наук для устройства музея передавалась вторая половина зала с прилежащей к нему парадной лестницей на набережную реки Невы (Там же. Л. 26, 31) (см. илл. 5).

Полученные помещения требовали ремонта и реконструкции. Проект был разработан архитектором Академии наук Р. Р. Марфельдом (о нем см. справку) и работы по нему велись в 1895-1897 гг. Поскольку в 1891 г. музею отдавалась только та половина Выставочного зала, в которой не было лестницы на верхние этажи, то в проекте было предусмотрено строительство лестничной клетки со стороны Биржи. Проектом предлагались и некоторые переделки интерьеров, как, например, роспись узором сводчатых потолков бывшего пакгауза. Значительные изменения были внесены в облик фасадов здания, когда уже весь корпус Выставочного зала отошел к музею. Р. Р. Марфельд увеличил верхние окна со стороны Стрелки, а торцевой фасад, выходивший прямо на Дворцовый мост и ставший главным входом в музей, оформил особенно пышно (см. илл. 6). Перестройка и ремонт зданий тянулись почти 10 лет, последние годы XIX в. были посвящены обустройству музея. Перемещение экспонатов из музейного флигеля в здание пакгауза осуществлялось через специально построенный крытый переход над Таможенным переулком на уровне второго этажа. В 1900 г. переезд в новое помещение, наконец, завершился. 6/19 февраля 1901 г. состоялось торжественное открытие Зоологического музея Императорской Академии наук. Почти все экспонаты были размещены в стеклянных витринах, причем многие содержали так называемые биологические группы - искусно составленные композиции, отображавшие жизнь и повадки животных (см. илл. 7). В первый же год Зоологический музей посетило более 75 тыс. человек.

Музей в начале ХХ в. вступил в период быстрого развития и активного пополнения коллекций. Однако новые приобретения требовали новых помещений. Музей столкнулся и с угрозой порчи коллекций, которые сначала пытались разместить на первом этаже: нижний, полуподвальный этаж во время особенно сильных наводнений, которые в столице случались довольно часто, оказывался подтоплен. Академия наук ходатайствовала перед Государственной Думой о надстройке третьего этажа над зданием бывшего пакгауза. В 1908 г. архитектор Г. Д. Гримм (о нем см. справку) разработал проект (см. илл. 8), который и был осуществлен в 1910-1915 гг. После завершения строительства основные экспозиции разместились на втором и третьем этажах, часть помещений третьего этажа заняли библиотека, кабинеты ученого персонала и хранилища научных материалов.

Во время подготовки к празднованию 200-летнего юбилея Академии наук в 1920-е гг. была создана особая Строительная комиссия, обследовавшая академические здания и принимавшая решения об их ремонте и реставрации. Наводнение 1924 г. нанесло значительный урон Зоологическому музею, нижний этаж которого был практически полностью затоплен. Для размещения пострадавших отделений было передано последнее из таможенных зданий, стоявшее на Неве и непосредственно примыкавшее к музею. Строительная комиссия приняла решение вернуть зданию, насколько это возможно, его первоначальный вид, отказавшись от архитектурных украшений конца XIX в. (см. илл. 9).

К 1930 г. Зоологический музей был не только хранилищем богатых коллекций фауны России и мира, но и вел значительную научно-исследовательскую работу, фактически являясь профильным научным учреждением в составе Академии наук. В 1931 г. он был преобразован в Зоологический институт АН СССР (см. илл. 10) с музеем при нем. Зоологический Институт и Музей и сегодня остаются единым учреждением, а его выставочная часть - один из самых посещаемых культурных объектов города.

 

Использованная литература:

- Слепкова Н. В. На Васильевском острову у Дворцового моста. СПб., 2001.

- Басаргина Е. Ю. Зоологический музей в комплексе музеев Императорской Академии наук // Зоологические коллекции России в XVIII-XXI веках: научный и социально-политический контекст. СПб., 2012. С. 219-237.

- Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район / Под ред. Б. М. Капреева. СПб.: Изд. дом «Коло», 2006.

 


К списку книг